Россия концентрируется вглубь страны
Поворот на Восток требует новой пространственной организации страны. В настоящее время концентрация экономической активности в Московской агломерации – более 20%. Новые условия развития экономики будут требовать наличия сопоставимых по масштабу территориальных образований на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Подобные территории являются зонами концентрации производства технологий, символического и человеческого капитала. Китай сделал ставку на полицентрическую пространственную организацию страны, основой которой являются мегаагломерации. По данному пути идут многие страны.
Кто будет являться движущим социальным классом развития агломераций в современных условиях? Какие территории могут стать опорными точками в России с учетом восточного вектора развития? Каков главный потенциал этих территорий? Может ли быть использован зарубежный опыт по формированию мегаагломераций и реализации полицентрической политики пространственного развития в России?
Эти вопросы обсудили на ПМЭФ представители власти, главы регионов, общественные деятели и их зарубежные коллеги.
Юлия Зубарик, руководитель градостроительного бюро Master’s Plan, прокомментировала перспективы дальневосточных территорий для новой агломерации:
«Цепочки поставок на фоне санкций перестали или фактически перестают работать. Они разрываются и нужно искать новые выходы и новые рынки. Градостроители занимаются стратегическим планированием территорий в долгосрочной перспективе, и поэтому мы решили провести исследование новых логистических хабов на пути в Китай. Мы проанализировали все новые точки входа, все погранпереходы, чтобы понять, где на карте нашей страны будут развиваться города, расти агломерация и соответственно строиться новая жилая недвижимость.
Если мы говорим про взаимодействие с Китаем, то речь прежде всего идет про территории на Дальнем Востоке, так как – это приоритет развития страны. В текущих реалиях он становится еще более актуальным. Если раньше из Китая товары везли по морю через порты Италии, Нидерландов, Санкт-Петербурга, затем перегружали и перевозили все это на фурах по материку, то сейчас эта транспортно-логистическая цепочка разрушена.
Сейчас для транспортных поставок есть два пути – это, во-первых, РЖД, которые продолжают работать и занимаются перевозками. И, во-вторых, – это Северный морской путь. Оба пути проходят по территории РФ. И, соответственно, невозможно развивать эти транспортные направления без развития городской среды, строительства жилой недвижимости и сопутствующей инфраструктуры, на входе из Китая в Россию».
Перспективными территориями для новой агломерации населения, по мнению эксперта, являются те, которые сейчас становятся новыми логистическими хабами в связи с переориентацией поставок на Китай: «Это территории Дальнего Востока, Забайкальск в Читинской области, где недавно построили крупнейший транзитный железнодорожный пункт пропуска, Находка и Артем, где происходит перевоз груза из Китая во Владивосток по морю, Хабаровск, который всегда был главным форпостом на востоке России».
«Чем интересны еще города Дальнего Востока? Тем, что многие из них – это города присутствия крупных госкорпораций, таких как Росатом, Роскосмос, СИБУР, Северсталь, Газпром, Русал, Ростех. Их очень много, у них есть своя социальная позиция, они понимают, что в основном именно их сотрудники составляют большую часть города. Они чувствуют социальную ответственность, ответственность за развитие городской среды, и будут в нее инвестировать», – отмечает Юлия Зубарик.
По мнению эксперта, Россия «концентрируется вглубь страны, сосредотачивается на своих возможностях, человеческом ресурсе, на городской среде». «Актуальность развития городов, написание стратегий, разработки мастер-планов и их реализация станет одной из приоритетных задач в России. Ну и, безусловно, корпораций, которые отвечают за это развитие», – отмечает эксперт.