Эксперты ПМЭФ: Россия уже придумала, как работать и торговать в новых реалиях
Площадка Петербургского международного экономического форума стала тем местом, где впервые за несколько сложных месяцев этого года представители российского бизнеса и власти смогли встретиться вживую и обсудить в кулуарах – как перестраиваются логистические потоки, как совершать платежи и как перераспределить экспорт. Какие головоломки решает российский бизнес и как с ними справляется?
Текущая ситуация – не просто время перемен для бизнеса, а время стремительных перемен, признавали участники ПМЭФ на всех сессиях. Но несмотря на потрясения, значительная часть среднего и малого бизнеса уже успела не только адаптироваться, но и наладить новые торговые связи.
«Мы увидели поворот на дружественные страны – провели встречи и переговоры с делегациями Алжира, Египта, – рассказал председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев. – Это новые рынки и новое направление, недостаточно развитое в предыдущие годы».
Основные перемены коснулись двух важных механизмов ведения бизнеса, считает автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян. Один из них – работа банковской системы. «Деньги ходят дольше, расчеты часто ведутся через третьи страны и с использованием национальных валют, – объяснил Кирьян. – Это удлиняет движение денег и повышает транзакционные издержки, которые потом включаются в конечную цену товара или услуги и в импорте, и в экспорте». По словам Максима Черешнева, вопрос транзакций для бизнеса уже частично решен: несмотря на запрет на прямые транзакции в SWIFT и переводы в евро, российские предприниматели уже наладили платежи через дружественные страны. Схема усложненная, но рабочая, уточнил эксперт. «Мы нашли способы работать с платежами, – подтвердил председатель правления СЭИК Николай Дунаев. – Они проходят каждый день, и у малого и среднего бизнеса все стабилизировалось. Я не услышал у участников форума единого мнения насчет финансовой стабильности: кто-то считает, что к концу года все российские банки отключат от SWIFT, кто-то эту гипотезу не разделяет. Единого мнения нет, есть только спекуляции на тему».
Логистические цепочки – еще одна боль российских предпринимателей. «Сегодня доминирует работа по восточным и южным направлениям, – рассказал Петр Кирьян. – Это не означает, что северо-запад потерян как окно для отправки и получения грузов, однако активная работа на этом направлении требует собственного коммерческого флота». По мнению Максима Черешнева, новые транспортные коридоры активно обсуждали на ПМЭФ, в том числе, прозвучали и важные заявления со стороны власти – например, поддержка судостроения в России для более эффективного использования акватории Каспийского моря. Так, стало известно, что в этом году Объединенная судостроительная корпорация спустит на воду 19 гражданских судов, а рыболовецкие суда перепроектируют под оборудование дружественных стран взамен западного.
По прогнозам экспертов, география нового экспорта сырья и продукции из России, ограниченной в доступе на западные рынки, окончательно оформится к третьему кварталу 2022 года.