Эксперты рассказали, какие творческие профессии оказались самыми востребованными в России
Российские креативные индустрии сначала пострадали от пандемии, а сейчас оказались в мировой изоляции. Рассматривать это как падение или возможности? На какие творческие профессии сделать ставки и чего ожидать от российского искусства в ближайшем будущем? На эти вопросы ответили спикеры дискуссии на площадке ПМЭФ-2022.
«Отмененное – сладкий плод, и оно притягательно, а потому все, что мы создаем, будет вдвойне притягательным», – считает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, сегодняшние внешние обстоятельства нужно использовать для того, чтобы развиваться и использовать все новейшие технологии внутри страны.
Российской творческой индустрии сейчас предстоит заполнить вакуум, который образовался с уходом из страны многих западных продуктов, создать много и много часов нового контента высокого уровня, к которому уже привык российский потребитель. «Вопрос сегодня состоит в том, сумеет ли наша индустрия сохранить уровень, а в дальнейшем превзойти его, в условиях отсутствия жесткой конкуренции с продуктом ушедших из России компаний, – рассуждает Ксения Касьянова, директор по исследованиям и разработкам КРОС. – Чтобы такого не произошло, и российские креативные индустрии не останавливались в своем развитии, видится несколько путей. Первый – это внутренняя конкуренция. Второй – это кросс-индустриальные коммуникации. Третий – поощрение взаимодействия представителей креативных индустрий с теми из зарубежных коллег, кто открыт к коммуникации. Современный мир остается глобальным, и взаимодействие даже только, например, с азиатской его частью, позволит иметь представление об уровне и векторах развития мировых креативных индустрий».
В России сейчас насчитывается 14 классификаций креативных индустрий, и для представителей всех творческих профессий открыт огромный российский рынок и аудитория, которая привыкла к огромному объему контента. Больше всего России сейчас понадобятся профессиональные линейные продюсеры, сценаристы и авторы комедий, перечисляет Светлана Баланова, гендиректор «Национальной медиа группы». Чтобы они смогли заполнить пробелы в аудиовизуальной индустрии, в их подготовке и обучении не обойтись без помощи государства.
Президентский фонд культурных инициатив готовит новые «грантовые волны» для творческих профессий – 7,5 млрд рублей на этот год и по 10 млрд рублей на следующий и 2024 годы. По статистике фонда, творческая среда в России сейчас высококонкурентная: одобряется каждая восьмая грантовая заявка, а финансовую государственную поддержку получают тысячи творческих специалистов. По словам директора фонда Романа Карманова, главная проблема представителей креативных индустрий – «вовремя следить за грантовыми проектами и переходить из одного в другой». Эксперты также отмечают повышение качества новых грантовых проектов – их уровень растет с каждым годом, а авторы учатся друг у друга. Общее качество творческих продуктов должно вырасти и по всей России, уверены они. Например, масштабная выставка, посвященная Виктору Цою, которая проходит в эти дни в Москве, задала тон кураторам остальных российских выставок. Под вдохновением от нее в Петербурге готовится выставка, посвященная фильму «Брат», а также экспозиции по всей стране.