Российские цифровые сервисы переняли у зарубежных паттерны манипуляции
Российские цифровые площадки создали достойные аналоги зарубежных сервисов и услуг, но вместе с удобством для пользователя переняли также механизмы манипуляции им. Примеры самых наглых хитростей отечественных сервисов эксперты привели на сессии ПМЭФ.
Россия переняла «моду» на темные паттерны при создании отечественных цифровых площадок и сервисов, уверен Рустам Сагдатулин, глава Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ). Под темными паттернами эксперты интернет-технологий подразумевают все манипулятивные меры, которые используют создатели площадок для того, чтобы их пользователи решились на нужное коммерческое действие – совершили покупку, отдали больше данных или провели онлайн больше времени. В ход идет все – от дизайна и интерфейса до скрытых «автоматических» подписок на услуги.
«Темные паттерны используют все, – утверждает Рустам Сагдатулин. – Основная цель компаний – ваши деньги, данные и внимание, а значит, возможность продать вам дополнительную рекламу. История с темными паттернами – это всегда история противодействия пользователя и создателя цифровых сервисов. Пользователь хочет всем пользоваться и отдавать как можно меньше, компания хочет повысить средний чек, и ради этого идет на все».
Самые популярные злоупотребления со стороны российских и русифицированных сервисов – включения страховки по умолчанию в заказ билетов, невозможность закрыть переход на рекламу из-за «невидимой» кнопки отказа, сложная система отписки от услуги и даже подключение услуги автоматически после просмотра рекламного предложения. Кроме того, РОЦИТ обнаружил разницу в цене на услуги для разных пользователей (этим грешит, например, приложение для знакомств Tinder) и изменение цены при бронировании (так делал ушедший из России сервис Airbnb).
Темные паттерны и их манипуляции – такая же проблема новой этики, как и рекомендательные алгоритмы. По мнению Кирилла Лубнина, вице-президента по стратегии и развитию КРОС, алгоритмы касаются любой аудитории социальных сетей и других цифровых площадок. «Нас «преследует» контекстная реклама в поисковиках, в приложениях и на сайтах, алгоритмы соцсетей предлагают рекомендованные посты на основе наших прошлых предпочтений, – объясняет Лубнин. – Таким образом, лента и информационное поле в целом оказываются «заточены» под конкретного пользователя, усиливается микросегментация аудитории, и каждый фактически существует в собственном «информационном пузыре». Пока что производители товаров и услуг лавируют между этими конфликтами «информационных пузырей» наощупь, считает Кирилл Лубнин. Они пытаются использовать интересы и позиции своих покупателей в рекламе и в своих ключевых сообщениях, чтобы сформировать доверие. «Но из-за того, что их покупательская аудитория очень широка, а в реальности люди на сегодняшний день существуют в своих достаточно узких сегментах информационного поля и представлений о норме, у крупных, и особенно международных, брендов часто возникают репутационные скандалы, – уточняет эксперт. – Обычно это говорит о том, что они выявили и использовали важную потребность или установку у одной части своей аудитории, но не учли, что для другой части покупателей такая позиция неприемлема».
В российском законодательстве пока не установлены какие-либо ограничения на работу алгоритмов и другой механики соцсетей, сайтов, приложений, поисковиков и других цифровых сервисов. Поэтому неудивительно, что многие из них злоупотребляют доверием пользователей и в результате либо теряют репутацию, либо все же повышают средний чек, умело скрывая свои механизмы.